Быстрейшие лифты. Кабины следят за дыханием пассаж | ||
Главная
»
Оборудование
» Быстрейшие лифты. Кабины следят за дыханием пассаж
Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта «количественная» задача сродни качественному технологическому прыжку от «Запорожца» к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров. А делают самые быстрые , и, заметим, самые интеллектуальные лифты (но об этом позже) — в Японии, на двух конкурирующих промышленных монстрах — Mitsubishi Electric и корпорации Toshiba Elevator and Building Systems. Сразу вопрос — где же работают самые быстрые в мире лифты ? В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире). Этажей в нём 101, различных лифтов — 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). Это лифты от Toshiba, стоимостью более $2 миллионов каждый. При подъёме они развивают 1010 метров в минуту (почему-то именно в этих единицах очень часто указывают скорость «лифтовые» сайты). Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена. Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1-1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6-3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5-10. Соответственно, представьте, как вы входите в родную 16-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды. Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение. В деловом центре Taipei 101 на 89 этаж, расположенный на высоте 388 метров, лифт Toshiba взлетает за 38 секунд. Спуск занимает на 10 секунд больше. Чтобы покончить с рекордами, скажем, что у Mitsubishi в линейке есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на фирменном сайте, староваты. Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты этой компании, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много. Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач. Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее. Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания. А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно «дёргать» весьма сильно — разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный. |